3 февраля, 20203 февраля, 2020 «СТАРАЮСЬ СОХРАНЯТЬ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ МЕЖДУ ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ И ДИЗАЙНЕРСКИМ БИЗНЕСОМ». Елена Стрелец — дизайнер, нашедший вдохновение в иконописи Ее путь начался с Академии Штиглица и «Недели моды» в Петербурге. По счастливой случайности или, все же, не случайности, а по призванию судьбы, Елена оказалась в Лондоне, представляя свою коллекцию уже на мировом уровне на Oxford Fashion Week. Еще в студенческие годы дизайнер завоевала интерес и признание людей, разбирающихся в высокой моде. Елена Стрелец — заслуженный и популярный дизайнер не только в России, но и в других странах. Уверенный старт, громкое становление и умение удержать свою позицию. Возможно, ее имя тоже войдет в историю. Опишите свою первую коллекцию. Как пришла идея? Как давно это было? Можете ли вы сказать, что именно с неё начался ваш путь как дизайнера? Сразу после поступления в Академию им. А.Л.Штиглица я поставила себе цель показать дипломную коллекцию на Неделе Моды в Санкт-Петербурге — «Дефиле на Неве». За год до защиты диплома, на 5-м курсе обучения, я встретилась с Ириной Ашкинадзе, она тогда была директором Недели Моды. При встрече она спросила, сколько мне лет и знают ли родители о моём участии. Про моё участие родители ничего не знали, а деньги на коллекцию я откладывала с первого курса, делая пошив платьев на заказ. Мама обучала меня портному ремеслу. В молодости она работала швеёй в Доме Военной Одежды. Мама всегда мечтала быть модельером, но отказалась от своей мечты, решив посвятить себя семье. У меня три старших брата. Мне захотелось осуществить мамину мечту, это и сыграло большую роль в выборе моей профессии. Я узнала о том, что она хотела стать модельером, уже в старших классах. Я сразу пошла в художественно-эстетический лицей № 190 и через два года поступила в Академию. С этого момента начался мой путь дизайнера одежды. Когда я решила участвовать в Неделе Моды, мне хотелось, чтобы это было подарком родителям. Для меня очень важно, чтобы они гордились мной. Так родилась первая коллекция «Кофе и шоколад», которую я полностью сшила сама и показала на Неделе Моды в Санкт-Петербурге. На шестом курсе обучения я поехала со швейной машиной в чемодане в Москву к клиентке обновлять её гардероб. Со мной поехала моя подруга, у которой было собеседование в Москве, а потом я должна была посадить ее на поезд, идущий обратно в Санкт-Петербург. Выяснилось, что она проходит собеседование на обучение в Лондоне. Пока я ждала её в коридоре, ко мне подошёл пиарщик, с которым мы познакомились на Питерской Неделе Моды. Мы поговорили с ним немного, и он ушёл. Через 20 минут меня вызвала в кабинет приёмная комиссия. Оказывается, он показал комиссии мой сайт. Преподаватели почему-то решили, что я копирую других дизайнеров. Я их попросила показать мне хоть одного дизайнера, которого я скопировала. Мне протягивают журнал с фотосессией моей же коллекции! Как же я была счастлива в тот момент, учитывая, что я ничего не знала об этой публикации. «Так это и есть моя первая коллекция! Если вы не читаете по-русски (в приёмной комиссии были одни англичане), то бренд “SL Strelets Lena” написан на английском». Все учителя ахнули, и меня позвали учиться в Лондон. Что же было дальше в Лондоне? Англия оправдала ваши надежды? Когда я сдала все экзамены в University of the Arts London и вышла из здания университета, то прямо напротив увидела рекламу Оксфордской Недели Моды. Я сказала себе: «Я ещё не знаю, как туда попасть, но я хочу показать там свою коллекцию, и пусть Вселенная меня услышит.» Можете себе представить, что в этот же день я познакомилась с моделью из Оксфорда. Она показала мои работы директору Недели Моды. Потом выяснилось, что сумма участия слишком высока, поэтому я пообещала организаторам участвовать в показе через пару лет, когда смогу собрать нужную сумму, а сейчас я студент и только что поступила в университет. На следующий день они позвонили на кафедру, чтобы убедиться, что я действительно являюсь их студентом. Каково же было моё удивление, когда мне сказали, что проспонсируют моё участие в качестве поддержки молодого и талантливого студента. Через неделю я уже показывала свою коллекцию на Oxford Fashion Week. Я тогда была очень скромной девушкой и отказалась идти на пресс-конференцию. Этим и произвела фурор – впервые в истории дизайнер не пошёл на пресс-конференцию после показа. Все решили, что это хитрый пиар- ход. Я сразу попала на обложку газеты Oxford mail. Когда я приехала в Оксфорд на следующий день за коллекцией, не могла понять, почему меня все хвалят. Когда мне рассказали, что я на обложке самой главной газеты, поспешила в ближайший киоск. Но весь тираж был распродан. С этого момента я полюбила Британию ещё больше за ее непредсказуемость и подарки судьбы. Есть ли у вас привязки коллекций к определенным поводам/праздникам/событиям? Или вы создаёте образы только с приходом вдохновения? У нас индивидуальный пошив эксклюзивной одежды. Для меня важно, чтобы клиенту было комфортно в нашей одежде. Мы шьём на заказ, учитывая все пожелания наших клиентов. Это может быть и свадебное платье ручной работы, и классические костюмы в офис. У нас нет абсолютно никаких ограничений по пошиву. Мы часто организовываем и свои собственные показы вместе с выставками моих картин. Я ведь и художник тоже. Вдохновение просто так не приходит, это всегда связано с рабочим процессом. Кого бы вы выделили из современных дизайнеров? Чей стиль вам близок или вас впечатляет? Мне очень нравятся коллекции Александра Маккуина. Он всегда шёл впереди времени и создавал шедевры. Он был новатором нашей современности, ему было суждено стать легендой ещё при жизни. Единственное, что мне не нравилось, так это силуэты черепа. Мне всегда казалось, что так человек притягивает к себе смерть. Потом в прессе все читали шокирующие известия о его самоубийстве. Это ужасно, когда человек теряет близких людей, и никого не оказывается рядом с ним. Он оставил после себя своё имя, которое живёт до сих пор. Как и в случае с Коко Шанель, мне кажется, его имя не умрёт никогда. Её коллекции мне тоже близки по стилю. Она сделала революцию в женском гардеробе и создала свой уникальный стиль. В своей книге «Жизнь, рассказанная ею самой» она говорит: «Коко Шанель не будет, но обязательно останется стиль Шанель — удобная элегантность». Каким словом вы бы описали свой стиль? Есть ли у ваших образов отличительная черта? Стиль Лены Стрелец это Smart casual — молодой модный стиль с элементами эксклюзивной работы. Отличительная черта заключается в ручной росписи по ткани, совмещенной с машинной вышивкой. Полет воображения раздвигает границы творческого процесса. Мы экспериментируем много и с цветом, и с фактурой, используя натуральные и качественные материалы. Ваша коллекция «Saints from Saint Petersburg» связана с вашим увлечением в студенческие годы — написанием икон. Расскажите подробнее, как родилась идея. Вы верующий человек? Написание икон не может быть мимолётным увлечением. Это духовный путь, на становление которого ушли многие годы. Прежде всего, я считаю себя иконописцем, и только потом уже дизайнером одежды. Однако об этом мало кто знает. Мне раньше казалось, что на иконах нельзя зарабатывать — это редкий дар свыше, поэтому основной доход мне приносил именно пошив одежды. На лекциях нам говорят, что мода — это, прежде всего, бизнес, и дизайнеры должны на этом зарабатывать. Я сидела и думала, окажись я сейчас без денег, что же я буду делать? И подумать только, в этот же день банкомат «съел» мою банковскую карту. Восстановить её в Лондоне было невозможно, а вылететь в Питер я на тот момент не могла — мой паспорт был в визовом центре, мне оформляли студенческую визу. Из-за сложившейся ситуации я стала писать иконы на заказ, чтобы выжить в чужой стране. Моя соседка по комнате, с которой мы вместе жили в студенческой общаге, не могла смириться с постоянным запахом красок в комнате. Поэтому я договорилась с охранником, что буду писать иконы в одной из аудиторий нашего университета в ночное время. Училась я на дневном отделении, а вечером работала в Summerset House в дизайнерской студии. Поэтому рисовать приходилось только ночами. В один из таких вечеров туда зашли преподаватели, чтобы выключить свет, и увидели меня погруженной в творческий процесс среди досок, красок и икон. Все в один голос сказали: «Wow!». Учителя расспросили меня об иконописи и посоветовали обязательно совместить это с одеждой. Так и родилась коллекция Saints from Saint Petersburg, в которой было очень много ручной работы с использованием православных образов. Мне очень нравится сочетание слов в названии коллекции, ведь название нашего города начинается со слова Saint, что в переводе означает «святой». Я создала свою коллекцию, а через год компания Дольче Габбана выпустила аналогичную византийскую коллекцию. Это лишний раз подтверждает, что наши дизайнеры способны опережать события мировых подиумов. Только разница лишь в том, что мы ещё небольшая компания, находящаяся в самом начале пути своего развития. Всегда есть к чему стремиться, нет предела совершенству. Стараюсь сохранять золотую середину между духовной жизнью и дизайнерским бизнесом. Однако, есть и примеры среди людей, которые были самыми богатыми в стране, при этом очень духовными людьми, как Серафим Вырицкий, например. Он начал работать с 10 лет после смерти своего отца. В итоге он организовал контору по заготовке и продаже пушнины, значительная часть которой поставлялась за границу. Практически весь доход он отдавал на благотворительность и был пророком. Что, на ваш взгляд, определяет дизайнера? У каждого свой путь и особенности развития, и в этом его неповторимость. Важно ещё и получат удовольствие от процесса творения и делать всё с любовью Интервью