22 апреля, 202122 апреля, 2021 В российский прокат выходит кинокартина о пленном летчике Михаиле Девятаеве ДЕВЯТАЕВ Лето 1944 года. Советские войска ведут наступление, но враг еще очень силен. Летчик-истребитель Михаил Девятаев попадает в плен. Ему предстоит сделать выбор — вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь на остров Узедом. Отчаянный ас Девятаев выбирает третье — побег. Но с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет, нельзя убежать. Зато можно улететь – на аэродроме стоит новейший вражеский бомбардировщик с ФАУ-2, «оружием возмездия» Третьего рейха на борту. Улететь — и совершить самый дерзкий побег в военной истории. Фильм основан на реальной истории Героя Советского Союза Михаила Девятаева. СОЗДАТЕЛИ О ФИЛЬМЕ: О ФИЛЬМАХ ПРО ВОЙНУ ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ: Любое общество строится на фундаменте большого исторического события, как правило, кровавого. Чем больше крови пролито, чем больше воспоминаний — о потерях, о жертвах, о цене, — тем крепче этот фундамент. В Америке это война за независимость и принятие Декларации независимости США. Во Франции — Великая французская революция, в Китае — социалистическая революция и приход к власти Мао. В России это, безусловно, Великая Отечественная Война, которая сформировала идеологию нации. ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ: Я считаю, что наши фильмы и наша работа сейчас крайне важны именно для молодежи. Только надо делать все честно и достоверно. Когда этого не происходит, доверие зрителя к военному кино теряется, и возвращать его крайне тяжело. Я думаю, что фильм «Девятаев» отвечают именно этой задаче. ДМИТРИЙ ЛЫСЕНКОВ: Конечно, настоящее кино про войну снимали режиссеры-фронтовики. Сергей Бондарчук, Михаил Калатозов, Владимир Басов — все они понимали, про что они снимают. И те фильмы намного честнее и правдивее современных. Я сам еще общался со своим дедом, который воевал, а вот мои дети этой связи уже не имеют. Для их поколения победа над фашизмом — это примерно как битва при Бородино. Но все равно про ту войну мы продолжаем узнавать что-то еще. С открытием архивов мы узнали множество новых фактов. История Девятаева — одно из поразительных открытий, и я очень благодарен этому фильму за то, что узнал о ней. ПАВЕЛ ЧИНАРЕВ: Мы все время сравниваем старое советское кино про войну и современное. И сравнение это часто не в пользу современного, потому что сегодняшние творцы не видели войны и не чувствуют ту интонацию, которой владели режиссеры-фронтовики. Но время идет вперед, технологии развиваются. Даже 20 лет назад нельзя было себе представить, что можно так круто снять фильм, основная часть которого происходит в небе. Поэтому сегодня очень важно беречь искренность и подлинность старого кино, но совмещать ее с современными формами и возможностями. СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ: С одной стороны, наше поколение воспитано на советском кино о войне, в котором эта тема всегда звучала искренне, с неподдельными эмоциями. С другой — голливудские блокбастеры серьёзно продвинули кино в части спецэффектов и технологии съемок. Мы хотели соединить зрелищность голливудских блокбастеров и эмоциональную достоверность советских фильмов о войне, сделать этот фильм не только впечатляющим с визуальной точки зрения, но и более человечным и живым. ДМИТРИЙ ЛЫСЕНКОВ: В любом случае тема войны очень интересная, потому война — это всегда про экстремальное состояние человека и про то, как он проявляет себя в этом состоянии. В искусстве это всегда предмет для исследования. А Вторая мировая — это самый яркий пример, потому что это глобальный конфликт, который затронул весь мир. И там еще тысячи нерассказанных историй, которые можно и нужно рассказывать. И не только про героические страницы, но и про трагические. СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ: Для меня фильмы о войне — это долг перед тем поколением, которое воевало. Я воспитан на рассказах о войне и на советском кино о войне и еще не расстался с этим опытом. Это часть меня, и я думаю, что мои дети тоже должны знать об этом. История Девятаева — о невероятной силе духа, которая была у этого человека и у всего его поколения. Мы даже представить себе не можем, что выпало на их долю, что они преодолели. И об этом важно рассказывать молодой аудитории. О том, что подвиг — это не красивое слово и не пустой звук. ПАВЕЛ ПРИЛУЧНЫЙ: Важно не уходить в ура-патриотизм, не закрывать глаза на какие-то вещи, которые происходили в те времена, не бояться неудобных вопросов. Пришло время углубиться в историю этой войны и с разных сторон посмотреть на то, как все происходило на самом деле. Не все русские были героями. Не все пленные были предателями. Я не осуждаю решений того времени — возможно, по-другому было нельзя и некогда было разбираться с каждым в отдельности. А Михаил Девятаев доказал всем, что попасть в плен и остаться патриотом своей страны возможно. ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ: Слово «патриотический» меня пугает. Если оценивать патриотизм как неприятие иных, то я не про это. Все внешние проблемы и внешние враги меня мало интересуют как автора, потому что это данность, они всегда были, всегда есть и всегда будут. Мне больше интересно, что происходит внутри нас, кто мы такие. Для меня патриотическое кино — это кино, которое наполнено любовью к близким. Все, что рождено этой любовью, способностью прощать ближнего за его ошибки, — это патриотизм. А наличие врага, которое нас объединяет, — это тоже важная часть общественно-политического спектакля, но она мне меньше интересна. ПРО МИХАИЛА ДЕВЯТАЕВА И ЕГО ПОДВИГ ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ: Как любой мальчишка, я очень люблю самолеты. Я всю жизнь мечтал снимать про самолеты, примерно с семи лет. В какой-то момент я сам пошел учиться летать, налетал сорок часов. Для меня все, что связано с авиацией, — волшебный мир. И вдруг такая потрясающая история — соединение супергеройского кино и невыдуманного сюжета о человеке, который совершил невозможное и смог изменить ход истории. ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ: История Великой Отечественной войны изобилует множеством удивительных подвигов, многие из которых пока неизвестны, но они будут со временем открываться и давать нам возможность создавать новые фильмы. 8 февраля 1945 года пленный летчик Михаил Девятаев сбежал из фашистского концлагеря с девятью товарищами-заключенными, угнав у немцев бомбардировщик. Уйдя от воздушной погони, узники приземлились на занятых Красной армией польских территориях. Побеги из концлагеря были редки, успешных побегов насчитывается несколько десятков, успешных побегов на самолете — единицы. Случай Девятаева исключителен даже среди них. История Михаила Девятаева хоть и не замалчивалась, но долгие годы не была широко известна. Его подвиг не вошел в пантеон легенд, потому что послевоенный СССР был жесток к героям, прошедшим плен. Путаница с документами — вместо летчика записали в артиллеристы — в конце 1945-го позволила Девятаеву вернуться из фильтрационного лагеря на родину, но эта же путаница заставила власти считать его если не предателем, то вруном: мол, как мог артиллерист угнать самолет? А если все правда — то как доказать, что не предатель? Только в 1957-м истории бывших пленных стали публично обсуждаться. И Михаил Девятаев из безвестности перешел в мир славы. А его странная, но правдивая история навсегда осталась для него и гордостью, и бременем: до конца дней (Девятаев умер в 2002 году) герой рассказывал и писал о своем плене и побеге, своим существованием свидетельствовал перед новыми поколениями, что и такие страшные страдания, и такой чудесный подвиг равно реальны и возможны. Замалчивание подвига было связано с различными причинами, но, вероятнее всего, с тем, что в угнанном самолете была сверхценная документация, касающаяся немецкой программы «ФАУ-2». АЛЕКСАНДР ДЕВЯТАЕВ: Об отце снято более 30 документальных фильмов. Первая лента, «Девятаев», появилась в 1961-м, ее снял Алексей Высоцкий, дядя Владимира Высоцкого. Потом были фильмы: «Суровая память» — о нескольких военнопленных, которые стали лидерами сопротивления, «Догнать и уничтожить» Ярослава Голованова, потом еще много разных фильмов и телепередач. Об отце много легенд, фейков, нелепиц, которые удобны людям, чтобы доказать какую-то свою правду. К сожалению, мы имеем очень мало реальных документов о том, что представлял из себя угнанный самолет и какую информацию отец привез с собой. Много говорили о том, что он все рассказал Сергею Павловичу Королеву, но никаких подтверждающих это документов не существует. ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ: Об истории подвига Девятаева я узнал благодаря моей жене. Она работает в Казани, там же живёт семья Девятаева. По стечению обстоятельств визажист моей жены оказалась внучкой Михаила Петровича — так мы познакомились с её отцом Александром, сыном Михаила Девятаева. Он профессор, доктор наук, создатель уникальных кремов для лица, которыми пользуются во всем мире, невероятно интересный человек. Они рассказали нам эту невероятную историю, потом я прочитал книгу Девятаева «Побег из ада» — и понял, что об этом нужно снять кино. АЛЕКСАНДР ДЕВЯТАЕВ: Отец умер в 2002 году, и с тех пор я начал плотно заниматься его биографией, а с 2017-го я ушел с кафедры патофизиологии КГМУ, где проработал 43 года, и уже все свое время посвятил истории отца. У нас большая семья — дети Михаила Петровича, внуки, правнуки, несколько поколений. И они попросили меня представлять интересы нашей семьи. Любопытно, что моя дочь Диана однажды писала Тимуру Бекмамбетову в соцсети про историю деда, но это сообщение осталось незамеченным. Через год Тимур участвовал в фестивале мусульманского кино в Казани, и там его будущая жена Наталья Фишман рассказала о судьбе героического земляка. Но вот пришло время, и жизнь сама свела нас с этим режиссером. ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ: Некоторые историки говорят, что, если бы Девятаев не угнал тот самолет, не показал бы советскому командованию, где находятся пусковые установки ракет «Фау» на острове Узедом, и мы не смогли бы разбомбить этот остров вовремя, нацистские баллистические ракеты полетели бы на Москву, Париж, Лондон и война бы приняла другой оборот. У немцев были тысячи «Фау». К концу войны их ракеты летали в космос. Благодаря Девятаеву на Узедом был направлен основной удар наших сил, и мы смогли остановить немецкий завод. Наверняка вокруг этого завода шла серьезная борьба — кто первым доберется до немецких научных изысканий, мы, американцы или англичане. Мы стали первыми. И получили большое количество ракет. Первые испытания на полигоне Капустин Яр Королев проводил как раз с ракетами барона фон Брауна, которые были вывезены с Узедома в СССР. Самолет, который угнал Девятаев, использовался немцами для контроля за стартом ракет, и в нем содержалась секретная информация, которая оказалась очень полезна для нашей космической программы. ПРОДЮСЕРЫ ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ: История подвига Девятаева была мне интересна очень давно. Поэтому я был рад узнать от Тимура Бекмамбетова, что его студия «Базелевс» при поддержке Фонда кино приступила к разработке данного проекта. Мы вошли в сопродюсерство с Тимуром на стадии сценария и подготовки к съемкам. Наша студия «Военфильм» инвестировала в проект небольшие финансовые средства, но главным образом мы предоставили для съемок военную технику, костюмы и реквизит. И дальше мы выступали как сопродюсеры съемок, монтажа и всех остальных работ по созданию фильма. ИГОРЬ МИШИН: Мы участвовали в проекте «Девятаев» по двум причинам. Во-первых, это первое предложение от мейджоров в адрес нашей компании. Нас пригласили участвовать в большом блокбастере с многомиллионным бюджетом и выдающимися авторами — и мы сочли это за честь. Во-вторых, было ясно, что релиз этой картины придется на апрель 2021 года — тогда же мы стартуем с нашим новым онлайн-кинотеатром, где выйдет ряд оригинальных фильмов и сериалов, которые мы продюсировали Режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов Авторы сценария: Максим Бударин, Георгий Селегей, Константин Галдаев, Ильгиз Зайниев Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Игорь Угольников, Игорь Мишин Оператор: Елена Иванова Композитор: Юрий Потеенко Художник-постановщик: Эльдар Кархалев Супервайзер CG: Алексей Гусев Консультант фильма: Александр Девятаев В ролях: Павел Прилучный, Павел Чинарев, Тимофей Трибунцев, Алексей Филимонов, Дмитрий Лысенков, Евгений Серзин, Олег Чугунов, Никита Кологривый, Дарья Златопольская и др. Производство: «Базелевс», «Военфильм», «МТС Медиа», Pandora film, при участии телеканала «Россия 1», при поддержке Фонда кино Жанр: приключения, драма Год: 2021 Возрастное ограничение: 12+ Дата выхода в прокат в России: 29 апреля 2021 года Информационные партнеры: «Русское радио», «Комсомольская правда», социальная сеть VK Сайты фильма: https://sonypictures.ru/film/devjataev/ и https://devyataev.film/ Новости