31 мая, 202117 сентября, 2021 Уникальный музыкальный лейбл «Аутсайдервиль» появился в Санкт-Петербурге при поддержке благотворительного проекта «Вера в музыку» «Наш лейбл – не только музыкальное издательство, но и коммьюнити, инициатива по объединению и взаимопомощи» Участники лейбла представляют особое направление в творчестве – искусство аутсайдеров, которое также часто называют ар брют (от фр. «art brut» – «грубое искусство») или маргинальное искусство. Направление сформировалось в середине ХХ века, но его популярность растёт и сегодня. Искусство аутсайдеров или «посторонних» представляет собой творчество людей, которые находятся вне запросов общества и каких-либо художественных или музыкальных шаблонов. Часто среди творцов направления оказываются люди с ментальными особенностями. «Аутсайдервиль» помогает им в сложной жизненной ситуации и в социальной реабилитации c помощью арт-терапии и творческой самореализации. Журналист GENERATION Василиса Красотина задала вопросы основателю лейбла и его участникам. Фото предоставлено из архива лейбла «Аутсайдервиль» На вопросы отвечает Юрий Виноградов – основатель лейбла «Аутсайдервиль», музыкант: В. – Как пришла идея создать музыкальный лейбл, в состав которого войдут люди с ментальными особенностями? Ю. – Дело в том, что ментальные особенности часто осложняют социализацию – грубо говоря, когда у тебя депрессия, тебе сложно поддерживать социальные связи и заводить новые, аналогично и с другими расстройствами или особенностями. Для продвижения собственной музыки, для того, чтобы она был услышана, очень важна как раз социальность музыканта, его положение в условной «тусовке». Я сталкиваюсь с этим как музыкант с ментальным расстройством (хроническая резистентная депрессия) и музыкант-самоучка, не учившийся в академии и не прошедший, соответственно, профессионально социализации. Год назад я начал сотрудничать с проектом «Аутсайдервиль» как художник и автор текстов, вёл для них рубрику «Аутоэстетика» в соцсетях, где вписывал творчество резидентов проекта в широкий гуманитарный контекст и создавал для картин художников музыкальные иллюстрации фортепиано соло. Я решил, что медийные мощности «Аутсайдервиля», его символические капиталы, можно использовать, чтобы пролить свет общественного внимания на замечательную музыку самоучек и музыкантов с ментальными расстройствами, которая не находит пока себе аудитории. В условиях равной конкуренции, когда конкурировала бы только музыка, а не известность и прочие социально-статусные вещи, такая отдельная поддержка музыкантам-аутсайдерам, возможно, была бы не нужна. Но в нынешних условиях мы ставим своей целью помочь тем, кому трудно найти себе аудиторию. От помощи людям с ментальными особенностями выигрывает все общество – среди них много талантливых людей, которым нужна особая поддержка; когда они получают такую поддержку, они обогащают нашу общую культуру, делают мир более добрым и красивым местом. Кроме того, наш лейбл – не только музыкальное издательство, но и коммьюнити, инициатива по объединению и взаимопомощи. Когда существует стигма, когда к людям с ментальными расстройствами относятся враждебно или снисходительно, мы должны объединятся, чтобы заявить о себе и о своем праве на все то, чем обладают здоровые люди. Фото предоставлено из архива лейбла «Аутсайдервиль» В. – Как происходит поиск и отбор участников лейбла «Аутсайдервиль»? Ю. – Мы издаем музыку аутсайдеров. Мы трактуем это понятие предельно широко: музыка аутсайдеров — музыка, созданная вне институций, вне профессионального музыкального мира. Обычно мы либо находим музыкантов в различных сообществах (например, в группах поддержки людей с ментальными особенностями), либо они пишут нам сами.У нас нет строгого отбора. Для нас любая музыка – выражение уникального чувства жизни каждого музыканта, поэтому мы считаем, что банальность или определенная неряшливость могут быть вполне частью такого выражения. Безусловно, некоторый субъективизм у нас есть, мы стараемся издавать музыку, сделанную относительно качественно – т. е. без клиппинга (прим. ред. – искажение звука), с наличием каких-то интересных идей, но не фокусируемся только на этом.У нас нет жанровых ограничений. Аутсайдер может любить и делать как экспериментальную электронику или Indie pop, так и сложную Indie Classical или джазовую музыку. В. – Участники изначально приходят с высокими навыками или уровень умений не так важен и лейбл проводит обучение? Ю. – Лейбл может помочь музыкантам с мастерингом, сведением, оформлением релиза, то есть с кураторскими вещами, но в творчество мы обычно не вмешиваемся, только если нас не просят о конкретных советах и помощи. В. – Музыканты лейбла занимаются творчеством в маленьких домашних студиях, а двое из них – в психоневрологических диспансерах. Расскажите, как это происходит? Ю. – Только проект Build Your House Underground состоит из людей, живущих в ПНИ (прим. ред. – психоневрологический интернат) и работающих в местном компьютерном классе. Этот проект курирует Роман Можаров (как сотрудник благотворительного проекта «Перспективы»), он обустроил студию в рамках этого класса и помогает музыкантам с освоением программ и оборудования для записи музыки. В этом проекте участвует несколько заинтересованных музыкантов, живущих в ПНИ, и он, насколько я знаю, открыт для всех желающих жителей петергофского Психоневрологического интерната №3. В. – Бывает ли, что творчество негативно влияет на состояние участников лейбла? Что вы делаете в таком случае? Ю. – Мы не сталкивались пока с такими ситуациями. Во многом оттого, что мы не вмешиваемся в творческий и жизненный процесс резидентов лейбла; мы лишь можем предложить поддержку. Мы верим, что музыка – это предельно личный способ участников проекта найти место в жизни и мире, поэтому считаем, что не можем вмешиваться без запроса. В. – Есть ли планы участия музыкантов лейбла в музыкальных проектах? Ю. – В наших планах: организация живых выступлений (скажем, проект Кирилла М. Schuschpanzer V8, чей альбом выходил у нас на лейбле, выступал на открытии выставки художницы Элины Долл в Петербурге), организация дистрибьюции музыки. Лейбл открыт для совместных проектов, в том числе, с профессиональными музыкантами – например, сейчас готовится альбом, который будет состоять из музыкальных открыток, записанных известными импровизаторами для резидентов нашего лейбла. Кроме этого, недавно наш лейбл стал партнером проекта «Вера в музыку» Московского продюсерского центра. Это благотворительный социокультурный проект, в рамках которого артисты выступают на площадках фондов и альцгеймер-кафе, даря свое творчество тем, кто особенно в нем нуждается, также проект поддерживает музыкантов-аутсайдеров. Деятельность нашего лейбла созвучна миссии «Веры в музыку» – это про добрую силу, которая помогает жить с трудностями. На вопросы отвечает участница лейбла Алиса (творческий псевдоним – Flowerbloom): В. – Как давно вы стали заниматься музыкой? А. – Я начала заниматься музыкой еще в далеком 2014 году, но ничего не публиковала, а потом и вовсе забросила. В конце 2019 года я снова взялась за создание эмбиента. На этот раз серьезно и основательно. Выпустила сингл «Intro», потом еще несколько синглов, а в 2020-ом выпустила свой первый альбом – «Journey». В. – Можете объяснить для читателей, что такое эмбиент и чем он отличается от других стилей в музыке? А. – Эмбиент – это музыка для погружения в особую атмосферу, словно путешествие по разным мирам, порою светлым, порою темным и страшным. А иногда он просто служит хорошим фоном для каких-либо занятий либо же помогает уйти в мысли.Эмбиент отличается от других стилей в музыке тем, что в нем нет привычных ритмов, мелодий. Вместо этого он предлагает окунуться в звуковые пейзажи из множества слоев, создающих цельное полотно звука, прекрасно подходящим как для фонового прослушивания, так и музыкальных путешествий. В. – Вы пишете треки дома. Доступно ли обустроить маленькую домашнюю студию обычному человеку? А. – Да, думаю, что вполне можно. Многие так и делают. Для профессионального уровня домашняя студия не всегда может подойти, конечно, но чаще всего этого достаточно. Студийные мониторы, MIDI-клавиатура или cинтезатор, звуковая карта – вот и все готово. В идеале можно еще акустически обработать комнату для мониторов, но это не обязательно. Так что, опять же, да, домашняя студия – это вполне доступно для обычного человека, особенно для начинающих и любителей. На вопросы отвечает куратор группы Build Your House Underground Роман Можаров, сотрудник благотворительного проекта «Перспективы» (Санкт-Петербург):В. – Как возникла мысль создать группу? Р. – Нужно сказать, что в самом начале нашего творческого пути не было такой цели. Все наши занятия музыкой – это лишь один из видов деятельности в компьютерном классе. С течением времени такой тип занятий стремительно набирал обороты у проживающих, которые посещают класс. Из-за этого количество выдающихся записей из многих часов ежедневной практики только возрастало. Мне показалось, что такому творчеству просто «тесно» в стенах интерната и хочется, чтобы оно дало знать о себе и за его пределами. Мы начали обсуждать с авторами технические стороны процесса: проводить отбор записей; выяснять согласны ли они публиковать их где-то; выбирать названия для треков и т.д. Возвращаясь к вопросу – конкретный момент, когда возникла мысль создать группу, мне лично обозначить сложно. Просто весь процесс настолько органично двигался в этом направлении, что обернуть все это в упаковку электронного музыкального коллектива прямо само просилось. В. – Объясните, что значит «музыкально-шумовой» в обозначении вашего проекта? Р. – Сочетание «музыкально-шумовой» здесь скорее для того, чтобы дать некое предварительное понимание того, с чем столкнётся потенциальный слушатель. В записях музыкантов могут сочетаться как слаженные мелодии, аккорды, ритмы и элементы фона, так и различные шумы, искажения, агрессивные эффекты и обработка. Такое понятие как «шум» или «нойз» относится к музыкальным жанрам в современном мультикультурном восприятии музыки. Но возможно, что это не всегда очевидно, как и в других случаях с экспериментальными стилями. Однако, это не отменяет того, что участникам коллектива может быть привлекательно исследование самого звучания как такового, без конструирования легкого для восприятия трека. Иногда даже записать сам процесс исследования бывает крайне интересно. В. – Сколько в группе участников, и кто за что отвечает в написании новых треков? Р. – Насчет количества участников – сложно и почти невозможно сказать. Есть те из проживающих, кто на постоянной основе вовлечены в музыкальные занятия. Есть и те, кто, поучаствовав какое-то ограниченное время, больше не возвращались к такому виду деятельности. Что касается того, кто и за что отвечает, здесь мы вновь избегаем всякой структуры. Всегда есть возможность работать индивидуально, либо в сопряжении с кем-то. Есть возможность поработать за MIDI-клавиатурой, создавая звуковое полотно из мелодий, либо ассистировать на процессоре эффектов, либо настраивать звучание синтезаторов по ходу записи. В последнее время один из наших хедлайнеров, Андрей Рябов, который и является автором релиза для «Аутсайдервиля», много вовлекается со мной в пост-обработку, изучая основы этого процесса. Хоть это и крайне сложный, очень объемный пункт, но Андрей помогает обратной связью. Он часто дает понять, насколько интересным выходит звучание в конечном счете, поскольку мне важно минимизировать собственное участие при создании треков, пусть это касается даже финишной обработки. Если перейти к моему участию в коллективе, то это организационные и технические моменты: достать необходимое ПО, оборудование, организовать запись, организовать выступление и т.д. – все это ко мне. В. – В отличие от других участников лейбла «Аутсайдервиль» вы уже выступали на различных музыкальных фестивалях. Какую цель ставите перед собой сейчас? Р. – Сейчас мы работаем над тем, что исследуем способы извлекать звучание. Мы обросли большим количеством оборудования, появилось много интересного ПО, нашли какие-то классные коммутации для создания записей – все это требует от участников коллектива обучения и большого количества тренировок при работе с этими вещами. Даже небольшой аналоговый синтезатор имеет свою схему управления и нюансированное звучание, поэтому за него просто нельзя сесть и сыграть сходу что-то интересное, хотя такое нами вполне допускается. Теперь представьте, если перед нами более сложное устройство, то каких навыков оно требует от его пользователя. Если же вернуться к автору альбома на «Аутсайдервиле» Андрею Рябову – он конструирует множество шумовых устройств самостоятельно. И процесс работы с ними – скорее поиск способов работы. Это какая-то отдельная вселенная звуков, где мы ограничиваемся лишь доступным для исследования временем, и его должно быть много. Так что сейчас мы все работаем с тем, что попало в нашу лабораторию звуков. Добро Новости