23 августа, 202118 ноября, 2021 Олды тут? Легендарному каналу MTV исполнилось 40 лет. О том, как его появление отразилось на музыкантах, телевидении и публике – в этом материале Зумерам тяжело представить жизнь музыкантов до интернета: где они транслировали творчество и как общались с фанатами. Функцию рупора выполняло телевидение. Однако молодежных музыкантов на нем практически не показывали, поэтому их фигуры оставались неосязаемы, но узнаваемы по голосам с пленочных кассет. Со временем новые исполнители пробрались на телеканалы, но возникла другая проблема – отсутствие обратной связи. Поклонники по-прежнему могли присылать в редакции телеканалов письма, и, как правило, пока письмо доходило до адресата, музыкант выпускал новую песни или даже альбом. В 1977 году американская компания Warner Communications решила проблему общения: она создала несколько специализированных каналов, сделав их интерактивными. Теперь зрители не только смотрели концерты и музыкальные программы, но и голосовали за любимые песни и исполнителей. Рандомное изображение из интернета 1 августа 1981 года компания запустила телеканал MTV. Его целью было показывать аудитории видеоклипы с комментариями ведущих. Быстро появилось понятие «виджей»: из-за того, что клипы были не популярны на тот момент, требовался человек, который бы смешивал видео с музыкой и создавал уникальную композицию. Именно с таких самодельных видеоклипов началось вещание канала. В первые дни трансляции руководство MTV пригласило на роль виджеев знаменитостей – в эфире появились известные музыканты и комики (например, такие как Саймон Ле Бон, Эдди Мерфи и другие). Интерес аудитории к каналу и премии MTV Video Music Awards, которая была создана в 1984 году, сподвиг музыкантов снимать видеоклипы. С этих пор интересный и качественный клип гарантировал попадание на телевидение. Постоянные виджеи в последствии стали знамениты и продолжили работать на телевидении. На протяжении долгого времени MTV задавал музыкальные тренды: от альтернативного рока и гранжа в исполнении группы Nirvana в начале 90-х, гангста-репа 2pac, Dr. Dre, Snoop Dog середины десятилетия до появления в эфире электронной музыки – Prodigy, Chemical Brothers и Moby ближе к нулевым. В 1985 году канал выкупила компания Viacom, которая владеет им и по сей день. Канал стал расширяться: в эфире появилась новостная программа, создан собственный мультик «Бивис и Баттхед», активно продавались права на вещания в другие страны. Среди покупателей бренда MTV оказалась и Россия. В 1998 году вещание канала в России открыл видеоклип «Владивосток 2000» группы «Мумий Троль». Канал повлиял на российскую музыкальную индустрию: помимо артистов «Песни года» и «Голубого огонька» аудитория узнала множество малоизвестных музыкантов – Земфиру, группу «Звери» и не только. Кроме того, российское руководство MTV несколько раз организовывало крупные концерты с приглашением мировых звезд. Однако канал запомнился тогдашней молодежи не только музыкой, но и программами (например, «Бодрое утро», «12 злобных зрителей»), которые были нацелены на воспитание критического мышления. Программа «Доступный экстрим», которую вела Ольга Шелест, у большой части аудитории пробудила интерес к спорту и сделала их свободное время интереснее. С уходом руководителя «MTV-Россия» в 2002 году сменился рабочий состав канала и вещательная сетка. В эфире появилось большое количество сериалов, фильмов и другого немузыкального контента, чему был очень недоволен зритель. «MTV-Россия» прошел пик популярности и вызывал все меньший интерес публики. В 2012 году канал был закрыт, а на его частоте теперь вещает «Пятница». Однако судьба американского MTV не закончилась – его по-прежнему можно найти среди остальных телеканалов, чтобы поностальгировать или увидеть новые клипы музыкантов. Автор: Василиса Красотина Арт энд Новости