24 августа, 202124 августа, 2021 Кузница лидеров мнений или «как стать известным за сутки?» По данным Google приложение TikTok – самое скачиваемое за 2019 год (обогнало даже Instagram). Узнаем историю приложения и то, откуда взялся тренд на музыкальные видео. Изображение взято из интернета Все началось в 2011 году, когда китайский программист Чжан Имин основал компанию ByteDance. Особенность стартапа – внедрение ИИ. Одним из первых стало мобильное приложение Jinri Toutiao, которое составляет персонализированную новостную ленту: чем дольше пользователь находится в поиске информации, тем более подходящий контент подбирает для него система. На тот момент подобные технологии были инновацией. Через несколько лет, в 2014 году, два китайских предпринимателя – Алекс Чжу и Лую Янг создали социальную сеть Cicada. Площадка была предназначена для размещения и просмотра обучающих видео длительностью от 3 до 5 минут. Создатели хотели, чтобы пользователи могли делиться друг с другом знаниями. На создание продукта ушло полгода. К сожалению, проект провалился: контент был недостаточно качественен, и это не привлекало аудиторию. Почти сразу после запуска приложения его «свернули». Однако два друга не опустили руки. Они проделали работу над ошибками и уже в том же году выпустили приложение Musical.ly. В нем пользователи могли не только публиковать видео длительностью до одной минуты, но и монтировать его при помощи встроенных средств. Программа была проста, благодаря чему быстро обрела популярность у пользователей всего мира. На протяжении следующих двух лет ByteDance разрабатывает и запускает приложение со схожими возможностями редактирования – Douyin. Компания популяризировала эту социальную сеть на китайском рынке. Но требовалось приложение и для внешнего пользования. И поэтому в 2016 году компания выкупила Musical.ly и объединила функционал двух приложений. Так появился международный аналог – TikTok. Это приложение быстро завоевало внимание интернет-публики США, Европы, Индии и не только. В России сервис обрел популярность только после внедрения навязчивой рекламы на известных видеохостингах. Яркие, короткие и запоминающиеся видео буквально преследовали пользователей при просмотре роликов на YouTube. Большое значение для распространения приложения имел водяной знак на каждом из вирусных клипов. Это помогало публике быстро найти видео-площадку. Пик популярности TikTok среди российской публики пришелся на 2018-2019 года. По данным Mediascope его установило более восьми миллионов россиян. Многие пользователи поняли, что приложение – отличное средство, чтобы заявить о себе, а известные блогеры нашли бесплатное средство продвижения. Действительно, обрести популярность в TikTok просто. Его контент сильно отличается от контента других соцсетей: так как приложение появилось относительно недавно, процент пользователей-любителей крайне высок, видео не требуют такой же трудоемкой работы как на YouTube или в Instagram. Пока в TikTok на первом месте – не качество исполнения, а идея. Все потому, что уникальные алгоритмы приложения дарят одинаковую возможность попасть в топ и блогеру-миллионнику, и новичку. А это значит, пока разработчики не изменили схемы работы системы, обзавестись заветными подписчиками под силу каждому. Тут уместен слоган социальной сети: «Каждая секунда на счету». Не только сообразительные пользователи, но и pr-отделы крупных компаний поняли это и уже давно используют приложение в рекламных целях. Такие гиганты как Coca-Cola, Guess и Сбербанк вовсю осваивают этот сегмент рынка, сотрудничают с молодыми блогерами и запускают челленджи. Однако далеко не все бренды используют это, казалось бы, волшебное средство продвижения. Логичный вопрос – почему? Дело в том, что в погоне за лайками и славой в соцсеть пришли люди со скудной фантазией и отсутствием возможности качественно реализовать свои задумки. Мало того, что многие популярные тиктокеры прославились незамысловатыми танцами и липсинком (открыванием рта под музыку), пользователи с меньшим количеством подписчиков и вовсе публикуют ролики, которые вызывают испанский стыд. Но даже восьмибитные видео на фоне ковра нравятся публике. Это можно объяснить специфической аудиторией ресурса – большое количество молодых пользователей (более 40% до 18 лет по данным Mediascope) и доступностью приложения в использовании. А как только клип попадает в топ – становление новых звезд уже не остановить. Именно поэтому среди популярных страниц в TikTok тяжело выбрать ту, которая точно подойдет для продвижения. Нужно четко понимать, какая аудитория у инфлюенсера. Тем более, учитывая особенности алгоритмов, аудитория у одного профиля может обладать совершенно противоположными характеристиками. Для того, чтобы реклама была эффективной, лучше всего обратиться к официальным представителям TikTok. Они предоставляют обширную информацию о профиле и помогают взаимодействовать с блогером. Помимо нативной рекламы есть и другие способы поднять узнаваемость бренда: запуск вышеупомянутых челленджей, создание линз, фильтров и прочее. Как правило, это более трудоемко. Созданный эффект может «не зайти» публике, поэтому компании идут на риск, участвуя в этом. Однако в системе приложения есть и плюсы: в TikTok можно внедрить свою рекламу прямо в пользовательскую ленту. Первые несколько секунд зритель даже не поймет, что это коммерческий ролик, поэтому важно создать контент, который будет цеплять с первых кадров. Иначе можно потерять внимание потенциального покупателя. Ещё одна причина того, что многие бренды еще не прибегли к рекламе в TikTok – бесконечный поток информации. В день по всему миру в приложение загружается более нескольких миллионов видео. Даже если реклама привлечёт внимание, в общем объёме информации она может быть потеряна или забыта. В целом, предостережения крупных компаний – оправданы. Приложение настолько непредсказуемо, что трудно угадать, какова будет отдача. Однако уже сегодня очевидно, что TikTok – это не просто развлекательный ресурс, а бесплатная площадка для продвижения, которая имеет огромный потенциал. С помощью нее вчерашний аутсайдер может проснуться знаменитым и востребованным. Автор: Василиса Красотина Банальная эрудиция Новости тикток