21 октября, 202125 октября, 2021 Кинокомпания 20th Century Studios и режиссер-визионер Ридли Скотт представляют фильм «Последняя дуэль» – захватывающую историю о предательстве и мести, разворачивающуюся на фоне суровых реалий Франции XIV века. . Основанная на подлинных событиях, эта историческая эпопея повествует о последней санкционированной правом дуэли во Франции между Жаном де Карружем и Жаком Ле Гри, двумя друзьями, ставшими заклятыми соперниками. В фильме «Последняя дуэль» снялись обладатель премии Оскар® Мэтт Дэймон («Умница Уилл Хантинг», «Ford против Ferrari»), двукратный номинант на премию Оскар® Адам Драйвер («История о супружестве», «Черный клановец»), лауреат премии Эмми® Джоди Комер («Убивая Еву», «Главный герой») и двукратный обладатель премии Оскар® Бен Аффлек («Операция «Арго», «Умница Уилл Хантинг»). Режиссером фильма выступил четырехкратный номинант на премию Оскар® Ридли Скотт («Марсианин», «Черный ястреб», «Гладиатор», «Тельма и Луиза»). Кадр из фильма “Последняя дуэль” Сценарий написан номинанткой на премию Оскар® Николь Холофсенер («Сможете ли вы меня простить?»), Беном Аффлеком и Мэттом Дэймоном по книге Эрика Джагера. Продюсерами фильма стали Ридли Скотт, Кевин Дж. Уолш («Манчестер у моря»), Дженнифер Фокс («Стрингер»), Николь Холофсенер, Мэтт Дэймон и Бен Аффлек. В качестве исполнительных продюсеров картины выступили Кевин Халлоран («Ford против Ferrari»), Дрю Уинтон («Земля обетованная») и Мэдисон Эйнли («Лига справедливости»). ~ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛЕГЕНДА ~ Франция, 1386 год – страна погружена в насилие и разруху Столетней войны с Англией. Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) – уважаемый рыцарь знатного рода из Нормандии, известный своей храбростью и мастерством на поле боя. Его друг, Жак Ле Гри (Адам Драйвер), сын нормандского землевладельца – дворянин, чей ум и красноречие делают его одной из самых заметных фигур при дворе. Когда граф Пьер д’Алансон (Бен Аффлек), кузен короля и барон при Аржантанском дворе, встает на сторону Ле Гри в ожесточенном имущественном споре, статус последнего начинает расти к большому огорчению Карружа. Их отношения продолжают ухудшаться, когда Пьер повышает Ле Гри над Карружем и назначает Жака ответственным за свои дела, а самовлюбленность и безрассудное поведение Карружа приводят его к отстранению от двора. Несмотря на несправедливость, жизнь Карружа продолжается, и он женится на Маргарите (Джоди Комер) – красивой, умной и волевой дочери сэра Робера де Тибувиля (Натаниэль Паркер), которая обладает довольно внушительным приданым. Год спустя Карруж знакомит свою жену с Ле Гри, теперь еще более обаятельным и высокомерным, чем прежде, и друзья соглашаются примириться. Карруж продолжает сражаться за свою страну. Вернувшись домой после особенно болезненного поражения, он узнает, что Маргарита подверглась жестокому насилию со стороны Ле Гри, который отрицает это обвинение. Маргарита отказывается молчать и обвиняет нападавшего. Этот храбрый поступок и акт неповиновения ставит под угрозу ее жизнь. Желая избавиться от позора, который это обвинение принесло его семье, Карруж передает дело в суд Аржантана, но, выслушав все доводы, Пьер снова принимает сторону Ле Гри. Тогда Карруж отправляется во Дворец правосудия в Париже, чтобы обжаловать приговор. В столице король Карл VI (Алекс Лоутер) соглашается на проведение судебного поединка: смертельной дуэли, в результате чего судьба всех троих – Жана, Маргариты и Жака – оказывается в руках Всевышнего. Потрясающе кинематографичная и глубокая драма, изложенная с трех разных точек зрения – «Последняя дуэль» исследует повсеместную власть мужчин, хрупкость правосудия и силу и мужество одной женщины, готовой в одиночку отстаивать правду. ~ О СТОРИТЕЛЛИНГЕ ~ Захватывающая книга Эрика Джагера The Last Duel: A True Story of Crime, Scandal, and Trial by Combat in Medieval France – это основанный на подлинных исторических документах роман о легендарной дуэли, последнем официально зафиксированном во Франции судебном поединке. Книга буквально оживляет бушующее Средневековье в мельчайших подробностях. В эпоху, когда этикет, социальные устремления и справедливость определялись рыцарским кодексом, последствия неповиновения институтам того времени – церкви, придворной знати и королю-подростку – могли быть суровыми. В те жестокие времена для женщин, не имевших никакого юридического статуса без поддержки мужа, ставки были невероятно высоки. Обширное исследование Джагера продолжалось 10 лет. Он искал, переводил и тщательно изучал различные средневековые свидетельства – летописи, юридические записи, документы на собственность, военные рапорты, архитектурные планы и исторические карты. «Мне удалось установить, что некоторые документы содержат ошибки и пропуски. Я также обнаружил документы, которые ранее не были известны историкам, либо мельком упоминались в других источниках, и, судя по всему, не являлись частью нашего современного представления о тех событиях, – говорит Джагер. – Одним из первых больших сюрпризов для меня стало то, что мнение историков и правоведов, которые на протяжении веков говорили о том, что Маргарита заблуждалась и даже что она лгала, оказалось не бесспорным». Автор совершил множество поездок в Нормандию, где посетил настоящий замок, где жила семья Жана де Карружа, королевский дворец, где собрался Парламент, чтобы засвидетельствовать дуэльный запрос, и Сен-Мартен-де-Шан – старый монастырь, переоборудованный для проведения поединка. Джагеру даже удалось ознакомиться с оригинальной рукописью судебного свидетельства, которая, благодаря прочному пергаменту, использовавшемуся в XIV веке, прекрасно сохранилась и хорошо читаема по сей день. «Эту дуэль помнят, как старинную семейную трагедию, – рассказывает Джагер. – Это часть истории региона Нормандия, элемент местной культурной жизни. Там проводятся фестивали, на которых любители фехтования разыгрывают эту дуэль. Люди живут историей, она их завораживает». Книга Джагера была высоко оценена за невероятно подробное описание легендарного поединка и событий, предшествовавших ему. Она привлекла внимание Мэтта Дэймона, который сразу же увидел в ней кинематографический потенциал, представив Ридли Скотта в кресле режиссера. Скотт – признанный мастер, создавший десятки фильмов во всех стилях и жанрах. Его работы получили признание критиков и спустя годы по-прежнему волнуют и трогают зрителей. Среди них – «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор», «Тельма и Луиза» и «Гангстер». Поработав со Скоттом над фильмом «Марсианин» в 2015 году, Дэймон убедился в том, что изобразительное чутье режиссера и его опыт работы в Голливуде над масштабными историческими эпопеями на протяжении четырех десятилетий идеально подходят для этой истории. Дэймон объединил усилия с Беном Аффлеком, который, как и сам Мэтт, родом из Бостона. Актеры дружат уже более 40 лет. В 1997 году их первый сценарий для фильма «Умница Уилл Хантинг», который они написали совместно, получил премию Оскар®. После того, как Скотт был утвержден в качестве режиссера, они провели несколько месяцев, общаясь с разными талантливыми сценаристами, но в конечном итоге решили взяться за дело сами. «Мы были уверены, что это невероятная история. Вопрос был в том, как рассказать ее действительно интересно, – говорит Дэймон. – И тогда нам пришла в голову перспективная идея, своего рода небольшое мошенничество – когда вы две трети фильма смотрите на двух мужчин, а потом обнаруживаете, что героем всей истории на самом деле является женщина». Вскоре Дэймон и Аффлек начали работать над сценарием совместно с Николь Холофсенер, сценаристкой и режиссером фильмов «Обаятельная и привлекательная» и «Положись на друзей», а также автором номинированного на Оскар® сценария для фильма «Сможете ли вы меня простить?». Каждый из авторов писал, соответственно, с точки зрения Карружа, Ле Гри и Маргариты, чтобы в общем рассказе равнозначно звучали все три голоса. По словам Холофсенер, причина, по которой она пришла в проект, кроется в том, что Мэтт и Бен – мужчины. Не то чтобы они не могли создать образ потрясающей женщины, многие мужчины это делают, но Николь казалось, что именно она в состоянии добавить в рассказ особый голос – свой женский взгляд на историю. Жан де Карруж и Жак Ле Гри были героями своих собственных судеб, но ненадежными рассказчиками легенды. Точка зрения Маргариты очень важна, она дает необходимую поправку к непререкаемому мужскому видению себя и окружающего мира. «Эти парни родились в разгар столетней войны. Их жизнь была невероятно жестока, ее непременной частью были изнасилования и грабежи, которые были и остаются оружием войны, но таков был мир, в котором жили эти ребята, – говорит Дэймон. – Это было запредельно жестокое время, поэтому при чтении книги возникло ощущение, что единственное, о чем действительно стоит рассказать – это история Маргариты. Ее невероятная храбрость под страшным давлением, ее решимость быть допрошенной ужасным образом и опозоренной, но не сдаться в этих условиях и рассказать правду о том, что с ней произошло». Нападение на Маргариту де Карруж травмирует ее во многих смыслах. Холофсенер говорит: «После изнасилования мир для Маргариты меняется навсегда. Она подверглась жестокому обращению, что было обычным делом в жизни женщин того времени. У них не было никаких прав, никакого контроля, никакой власти. Даже мужья обращались с ними как с куском мяса. Изнасилование стало последней каплей. Мне кажется, в тот момент ей было все равно, что с ней случится, когда она расскажет правду. Она знала, что муж может убить ее только за то, что она произнесет подобное вслух, но также была уверена, что без ее слов все закончится ничем, как и всегда». «Она признается мужу, что была изнасилована, что во Франции XIV века было невероятно смелым и рискованным решением для любой женщины, – говорит продюсер Кевин Дж. Уолш. – В то время женщины имели мало прав в обществе и обычно находились под опекой мужчин. Те из них, кто имели смелость рассказать о сексуальном насилии, часто подвергалась еще большему террору со стороны мужей и всего общества под предлогом их неверности, распущенности и непослушания. Учитывая эти серьезные риски, решение Маргариты рассказать правду было по истине героическим». Аффлек добавляет: «Мы видим, что многие аспекты того официального, системного патриархата Западной Европы XIV века все еще присутствуют в современном обществе. Кроме того, мы хотели изучить то значительное влияние, которое оказывали и продолжают оказывать рост культурного уровня, общественные институты и социальные нормы на восприятие человеком реальности. Мы хотели поразмышлять о связи этих факторов с разнообразными историческими свидетельствами того времени, а также использовать эту перспективу для более яркой демонстрации тех моментов частной жизни, о которых история обычно умалчивает». Репортажи