28 апреля, 202318 июля, 2023 18 мая 2023 года на экраны российских кинотеатров выйдет новый фильм режиссера Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырёх» В кинокартине рассказывается о расследовании театральным режиссером Константином Станиславским и гонзо-репортером Владимиром Гиляровским загадочного убийства в легендарной бандитской Хитровке начала XX века. Воснову фильма «Хитровка. Знак четырёх» легло реальное историческое событие. В 1902 году молодой Московский Художественный театр, берётся за постановку пьесы Максима Горького «На дне». Режиссёры Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский просят знаменитого писателя и общественного деятеля Владимира Гиляровского, который знал злачные московские трущобы Хитровки как свои пять пальцев, отвести труппу МХТ на экскурсию в ночлежку. Создатели картины тщательно изучили московский быт рубежа ХIX-XX веков и создали яркий художественный образ Москвы трущобной – с кабаками, ночлежками и подземельями, где совершались и оставались сокрытыми самые страшные преступления, – и Москвы светской, чьи обитатели спускали жизнь на ветер в дорогих клубах, театрах и ресторанах и предпочитали не замечать существование трущоб. По сюжету фильма после экскурсии Гиляровский решает отвести Станиславского через трущобы к загадочному индийцу, однако журналист и режиссер находят его убитым. Станиславский и Гиляровский начинают собственное расследование этого таинственного преступления. Карен Шахназаров о фильме: «Фильм возник из идеи соединить прозу Владимира Гиляровского, блестяще описавшего дореволюционную Москву, с сюжетами Артура Конан Дойла. Тема для нашего кинематографа достаточно нестандартная. Это жанровое развлекательное кино. Мне давно хотелось сделать такой фильм – не отягощенный глубинными проблемами поиска смысла жизни, а увлекательный детектив, отчасти триллер. Я никогда не делал детективов, хотя в совершенно разных жанрах работал. И мне хотелось снять что-то такое приключенческое, интересное, с хорошим финалом, чтобы зритель отдохнул и получил удовольствие от самого зрелища. С точки зрения постановки «Хитровка. Знак четырёх» – картина сложная. В фильме есть драки, погони, гонки на катерах, сложные декорации, большая массовка. А ещё картины из жизни «трущобной» Москвы, которую очень точно в своих книгах и очерках описал Гиляровский. Мы постарались всё это воссоздать в нашей ленте». Рассказывает исполнитель роли Владимира Гиляровского Михаил Пореченков: «Когда я узнал идею фильма, меня порадовало, что появились наши герои, которые могут долго жить во времени и пространстве, расследовать не одно дело. Это отлично, что были выбраны знаковые для истории герои, при этом сюжет вокруг них так лихо закрутился». ХИТРОВКА Основное действие фильма разворачивается в трущобах и закоулках Хитровской площади, собравшей весь криминальный цвет Российской империи начала XX века. На рубеже XIX-XX столетий место считалось самым злачным районом Москвы, тем самым Горьковским «дном». Хитровская площадь, или Хитровка, — одно из самых интересных и богатых историей мест в самом центре Москвы. Площадь сформировалась после пожара Москвы 1812 года при деятельном участии местного жителя генерал-майора Николая Хитрово, в честь которого и получила свое название. Созданная для мясного и зеленного рынка, особую известность Хитровская площадь приобрела как место сосредоточения «городских низов», людей, потерявших волю и очутившихся на самом дне жизни, а также воров, крупных скупщиков краденого, беглых каторжан и убийц. В связи с этим большинство выходивших на площадь домов частных владений были приспособлены под ночлежки, дешевые трактиры и пивные. Владимир Гиляровский писал о Хитровке: «В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны». СТАНИСЛАВСКИЙ / КОНСТАНТИН КРЮКОВ Константин Сергеевич Станиславский – театральный реформатор, актёр и режиссёр. Вместе с Владимиром Немировичем-Данченко в 1898 г. создал Художественный театр и руководил им. По авторской теории сценического искусства Станиславского, им же самим названной «системой Станиславского», вот уже больше века обучаются и работают артисты всего мира. Суть своей системы Станиславский выражал так: для сцены главное – «создать иллюзию подлинной жизни». После центрального для фильма похода с Гиляровским по трущобам Станиславский писал: «Экскурсия на Хитров рынок лучше, чем всякие беседы о пьесе или ее анализ, разбудила мою фантазию и творческое чувство». В фильме «Хитровка. Знак четырёх» роль Станиславского исполнил актер Константин Крюков. «Это художественный фильм, и мы не гонимся за документальной иллюстрацией истории. Это не байопик, это не биография Станиславского, это не дословная передача каких-то реальных фактов, потому что многое из того, что будет в нашем кино – это просто придуманная история! Какие-то пункты из биографии моего персонажа я, конечно, учитываю – что любил, что не любил, но во многом у нас всё сделано не то, чтобы интересней, просто по-другому», – отмечает Константин Крюков. ГИЛЯРОВСКИЙ / МИХАИЛ ПОРЕЧЕНКОВ Владимир Алексеевич Гиляровский («Дядя Гиляй») – журналист, писатель, общественный деятель. Один из самых известных бытописателей Москвы XIX-XX веков. За время работы криминальным репортёром досконально изучил трущобы Хитровки, был знаком со многими местными босяками и бандитами и пользовался среди них особым уважением за честность и отсутствие «барского» отношения к обитателям социального дна. Регулярно водил на Хитровку экскурсии для друзей и коллег, кому хотелось хоть на миг окунуться в беспокойную босяцкую действительность. Так описывал народного любимца Антон Павлович Чехов: «Я знаю его (В. Гиляровского) уже почти 20 лет, мы с ним вместе начали в Москве нашу карьеру, и я пригляделся к нему весьма достаточно… В нем есть кое-что ноздревское, беспокойное, шумливое, но человек это простодушный, чистый сердцем, и в нем совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам. Анекдоты рассказывает он непрерывно, носит часы с похабной панорамой и, когда бывает в ударе, показывает карточные фокусы». Актер Михаил Пореченков рассказывает о восприятии своего персонажа: «Мне близки такие персонажи, мне они нравятся. Озорной, крепкий, веселый, каждый скажет – «наш человек». Он вроде бы возрастной, но такой хулиганистый, готов броситься в любую авантюру и знает, как двигаться по самым опасным закоулкам жизни. Гиляровский, как мы знаем из воспоминаний современников, был человеком честным, человеком слова, за что был уважаем везде и абсолютно спокойно общался даже с самыми страшными представителями трущоб». КНЯЖНА / АНФИСА ЧЕРНЫХ Княжна – известная на Хитровке проститутка и воровка, действительно жившая в первой половине 1880-х годов. Так описывал ее Гиляровский в своих очерках: «Периодически Княжна исчезала на некоторое время из Хитровки, попадая за свою красоту то на содержание, то в «шикарный» публичный дом, но всякий раз возвращалась и пропивала все свои сбережения. В «Каторге» [прим. Хитровский трактир] она распевала французские шансонетки и танцевала модный тогда танец качучу». Однако, киноверсия Княжны в исполнении актрисы Анфисы Черных сделана более утонченной и аристократичной. В отличие от главных героев детектива на эту роль потребовался продолжительный кастинг. «Моя героиня очень своенравная, ретивая, яркая. При этом, в ней есть доля безумства – в хорошем смысле этого слова. Отчаянная девушка – не боится рисковать, причем продуманно. Короче, интересная. Не знаю, насколько мне удастся сделать её интересной для зрителя, но то, как она написана, какова она в сценарии – да, она мне нравится. Объёмный образ», – делится впечатлениями о своем персонаже Анфиса Черных. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО / АЛЕКСАНДР ОЛЕШКО Владимир Иванович Немирович-Данченко –театральный реформатор, режиссёр, драматург, писатель, критик и педагог. У него учились Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин, Ольга Книппер-Чехова, Елена Савицкая и другие выдающиеся артисты. Вместе с Константином Станиславским основал Художественный театр, который со временем стал одним из самых известных в мире. В картине «Хитровка. Знак четырёх» соратника Станиславского сыграл актер Александр Олешко. «Владимир Иванович Немирович-Данченко – человек, который повлиял на весь мировой театр. При том, это человек, которому было уготовлено судьбой все время быть в тени Станиславского или быть с приставкой «и» – ведь всегда говорят: «Константин Станиславский и Немирович-Данченко». Но ведь это был человек не просто хозяйственник, директор-распорядитель, он – реформатор, подвижник, вообще, он революционер театральный! Немирович-Данченко и Станиславский – это два человека, которые определили вектор развития репертуарного театра, создали его и режиссерский театр», – отмечает Александр Олешко. РУДНИКОВ / ЕВГЕНИЙ СТЫЧКИН Федот Иванович Рудников – городовой, заправлявший Хитровым рынком во второй половине XIX в. и послуживший прототипом для одного из персонажей фильма. О Рудникове известно благодаря репортажам Владимира Гиляровского. Он держал хитровцев в железных рукавицах и никого не боялся: даже миллионер Кулаков, хозяин самой большой хитровской ночлежки, перед которым из-за его связей трепетала вся полиция, старался поддерживать с Рудниковым хорошие отношения. Хитровцы же уважали Рудникова за справедливость. Самые отпетые бандиты, вернувшись на Хитровку с каторги или бежав из тюрьмы, первым делом шли к Рудникову на поклон. Роль справедливого городового в фильме исполнил актер Евгений Стычкин. АНГЛИЧАНИН / АЛЕКСЕЙ ВЕРТКОВ Англичанин – самый таинственный персонаж фильма. О его роли в закрученном сюжете зрители узнают лишь досмотрев картину до конца. «Быть непосредственным участником этой картины уже большая удача. Мой персонаж – Англичанин. Ничего подобного до «Хитровки. Знак четырёх» я не играл – для меня это хороший актёрский опыт. Мой герой заявлен как отрицательный. Но всегда ищешь некую художественную правду в любом персонаже – в рамках выполнения задачи, поставленной режиссером. Старое правило: играешь плохого – ищи, где он хороший. И наоборот. Я всегда ищу «правду» поступков своего героя. Результат – увидим на большом экране», – рассказывает актер Алексей Вертков. Фото и материал предоставлен телеканалом «Россия» Репортажи