8 апреля, 20258 апреля, 2025 В Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Батя 2. Дед» Специально по этому случаю режиссер картины Илья Учитель и продюсер Гавриил Гордеев, а также актер Олег Рязанцев посетили пресс – показ. Премьера фильма «Батя» о том, как отец воспитывал своего сына в девяностые, состоялась в 2021 году. Фильм сразу стал народным хитом. Только в кинотеатрах его посмотрели почти 2 млн. человек, а затем картина с успехом прошла на телеканале ТНТ и вышла на всех крупных онлайн-платформах. Фильм «Батя 2. Дед» стал его сиквелом. По сюжету, во время развода родители отправляют Макса, того самого сына из «Бати», в деревню к деду-фронтовику на лето. Строгий дед становится другом и учителем для мальчишки, а также свидетелем и участником его многочисленных проделок. В деревне у деда Макс получает важные жизненные уроки и встречает первую любовь. Всё это вспоминает уже повзрослевший Макс во время собственного развода с женой. Вспоминает он и рассказы деда о молодости и поисках возлюбленной, ради которой ему пришлось объездить всю страну. Действие фильма разворачивается в трех эпохах: в нашем времени, в девяностых и в послевоенном СССР сороковых годов. фотографии предоставлены телеканалом ТНТ Производством сиквела популярного фильма «Батя» занимались телеканал ТНТ, Good Story Media и «Централ Партнершип» (входят в «Газпром-Медиа»). Редакция Backstage NEWS поговорила с создателями фильма — режиссером Ильей Учителем и продюсером Гавриилом Гордеевым — и узнала о том, что осталось за кадром, и как создавался кинохит этого сезона. — «Батя 2. Дед» — это история о связи поколений, детстве и взрослении, в которой неотъемлемой частью стали актеры – дети. Создаются ли какие-либо особые условия для работы с юными актерами, и чем они особенны? Илья: Я, честно говоря, так и не понял, чем дети отличаются от взрослых, но я очень волновался из-за этого. Андрей и Соня настолько уже большие профессионалы и с ними легко работать. Я сам думал, что мне придется придумывать какой-то отдельный язык, чтобы с ними сработаться. Но они могут дать фору многим взрослым артистам. Им просто говоришь, что требуется и они это сразу выполняют. Гавриил: Факт в том, что очень многие актеры-дети, даже если они непрофессиональные актеры с точки зрения образования, работают гораздо трудолюбивее, чем взрослые актеры. И это, конечно, очень круто. Даже Илья отметил, что для него это был удивительный опыт. И, насколько я тоже вижу, понимаю, не только по фильму «Батя» и «Батя 2.Дед», дети умеют работать. И они гораздо более обязательны в каких-то вещах. Пока они еще не избалованы эгоизмом, так скажем, и известностью. — О кастинге: Как вы выбирали актеров на роли отца и сына? Была ли химия между ними важнее, чем соответствие возрасту или внешности? Илья: Химия между актерами была уже на старте съёмок, и даже когда еще Женя (Евгений Цыганов – ред.) был без грима, уже было понятно, что мы попали в точку. Дальше было делом техники довести этот грим до нужного состояния, чтобы получить тот образ, какой мы задумали. Гавриил: Кастинг — это большой творческий процесс целой команды. То есть это действительно разные пробы, подборы, встречи и так далее. Но решающую роль в каждом выборе и в первом фильме, и во втором сыграла, конечно, встреча сценариста и продюсера Антона Зайцева непосредственно с актером Владимиром Вдовиченко. Он рассказал ему, объяснил, увидел, как это все работает. Примерно так же было и с Евгением Цыгановым. Это, конечно, стопроцентное попадание. И стопроцентное попадание еще заключается в том, что Володя включился в роль не просто как в роль. У меня даже как у зрителя ощущение, что он очень сильно отдается в роли бати, а Цыганов в роли деда, потому что они в этом находят что-то родное. Я не верю, что они просто сыграли талантливо, потому что когда ты играешь деда, ты все-таки все равно понимаешь, что ты так или иначе играешь какого-то своего деда или отца. То есть все равно этот образ идет от сердца. Может быть, они даже не говорили этого, и не будут говорить в интервью, но есть ощущение, что они слишком искренне это все играли, и это круто для зрителей. — Да, это очень чувствуется и передается через экран! Вы уже наверняка получили первые комментарии о новом фильме «Батя 2. Дед»? Гавриил: Я вижу комментарии, люди в восторге. Я вижу эффект того, что мы действительно создаем объединяющее кино — люди видят в этом фильме своего деда, свою семью, свою деревню. И это здорово для нашего поколения. Это невероятная ценность и дань уважения нашим родителям, нашим бабушкам и дедушкам. Это очень важная форма передачи нашего культурного кода и воспитания нашим детям. Так что я думаю, что «Батя 2. Дед», как и «Батя», — это одни из тех фильмов, которые воспитывают следующие поколения, в том числе, и дают возможность передавать наш культурный код дальше. Илья: Пока что я получаю комментарии от своих друзей, но, возможно, они субъективны. — А замечали ли вы разницу в комментариях между зрителями младшего поколения и старшего? Гавриил: Да абсолютно каждый видит что-то свое. Наши родители ревут, мы тоже ревем и смеемся, наши дети смеются. Я показал фильм своему трехлетнему сыну, и ему больше всего понравилась шутка про то, как дедушка ремня дал, понравилось. Каждый видит своё, и в этом плане, конечно, но когда они цитируют какие-то вещи, когда они запоминают фразу, там, по сюжету в фильме «Дедушка дал ремня внуку», сделал это, догнав его в храме, и голос за кадром говорит: «Бог, конечно, видит всё, но в процесс воспитания не лезет». И это когда дети вдруг начинают цитировать, это очень здорово, конечно. Видел классный комментарий, в котором написали, что фильм — это как будто бы просмотр старого семейного фотоальбома. И «Батя 2.Дед» — это правда некий фотоальбом для всей страны, который можно посмотреть, и каждый там найдет свою фотографию. — Я слышала о том, что истории для фильма собирались всей съемочной площадкой и основаны на реальных событиях. Это так? Гавриил: Возможно, это собирательный образ. Сценаристы «Батя 2.Дед» Алексей Литвиненко и Антон Зайцев — талантливейшие люди. Конечно, какие-то истории, так или иначе, откликаются в душах людей, поэтому это и кажется всем знакомым, что это всё про них. — По комментариям к фильму можно еще несколько частей написать!) Детство в фильме показано с теплотой и юмором, и отчасти, потому что в фильме потрясающе воссоздавали атмосферу деревни. Чтобы вызвать ностальгию у зрителей, какой реквизит в кадре должен был присутствовать 100%? Илья: Мы объездили деревень 30, а наш художник-постановщик – 130 и мы везде все фотографировали, и, собственно, смотрели атмосферу и искали аутентичный реквизит. Все что нашли, перенеслось потом в нашу декорацию в избу. Гавриил: Тут большой комплимент Илье и всей творческой команде, потому что и он, и Леша Литвиненко, и Антон Зайцев, они за этим очень подробно и детально следили. И Илье удалось не только найти локацию уникальную, потому что это не просто деревня. Мы очень долго искали место с таким ландшафтом, ту самую уютную деревню, именно ту красоту, которую ты нигде не найдешь. Ее можно было бы снять там где-нибудь в Тверской области, в Подмосковье, но хотели сделать именно аутентичной. И нашли ее в селе Кын Пермского края. Это деревня, в которой проходило детство Антона Зайцева, одного из продюсеров и создателей. Антон редко дает интервью, но я от себя могу сказать и спалить его, что там вот как раз от его деда очень много. И я думаю, что это его сильно душевная история. А с точки зрения реквизита, помимо удивительной локации деревни Кын, была воссоздана фактически изба. Когда я первый раз оказался на съемочной площадке, то есть эта изба уже была не там, не в деревне, она уже переехала в Москву. Она у нас до сих пор существует в разобранном виде, и если ее собрать, то можно открывать музей русской с атмосферой ламповой деревни 90-х. Музей детства и теплоты. — Происходили ли смешные или нелепые моменты во время съёмок? Илья: Было много моментов, конечно, но когда об этом спрашивают невозможно ничего вспомнить. Например, Женя ходил в магазин в образе деда, и сначала пытался разговаривать с продавщицами своим обычным голосом, но они отказывались его слушать, поэтому он с ними тоже начинал разговаривать как дед. — Если ваш фильм станет культовым, как «Отец – молодец» или «Один дома», планируете ли вы снять, возможно, какой-нибудь спин-офф или продолжение? Илья: Вообще мы больше не планировали снимать ни продолжение, ни спин-офф. Мы уже все решили, что эта история закончена, и эксплуатировать ее дальше не имеет смысла. Если бесконечно снимать про дедушек и бабушек, так и до Ивана Грозного можно дойти) Интервью: Юлиана-Мира Май Интервью